Тактичная грамотность

1972
Пт • 20 мая 2016 • 14:49
Екатерина Банковская

Стоит ли исправлять людей, если те говорят или пишут с ошибками?

Полезно иногда прогуляться без наушников. Сквозь городские шумы улавливаешь весеннее щебетание птичек, шелест листвы и прочие умиротворяющие голоса природы. Благодать!.. Особенно на фоне столь рано осчастливившего остров лета.

Но идиллический настрой тут же разбивается о настоящий кошмар филолога. Слева кто-то непременно звОнит, справа – раздумывает, что ему Одеть. Впереди недоумевают, как можно ходить в таких неудобных туфлЯх, позади предлагают вкуснОЕ кофе, а оттуда и вовсе доносятся непечатные выражения.

Несколько спасительных движений – слух вновь услаждают любимые музыкальные группы. Что ж, гулять без плеера лучше будем где-нибудь по горам, полям, лесам.

Всегда задавалась вопросом: стоит ли поправлять людей, если те произносят слова неправильно? Речь, конечно же, не о том, чтобы читать лекции о великом и могучем прохожим на улице. А как быть, если ошибаются родные, друзья, просто приятели?

В начальной школе подобные дилеммы этикета меня особо не заботили, потому вся семья – от мамы до дедушки – быстро усвоила премудрости звонящего телефона. С друзьями тоже особых сложностей не возникает – они и сами нередко интересуются, как правильно сказать или написать.

Чем ближе тебе человек, тем проще его поправить. По-доброму или в шутку. Или сделать вид, что сама сомневаешься, как правильно, и невзначай попросить совета.

А вот с приятелями или случайными собеседниками лучше сдерживать свои грамматические порывы, дабы не сойти за докучливую всезнайку. Впрочем, есть один незамысловатый прием.

В магазине, например, просишь: «Килограмм помидоров». Продавец удивленно переспрашивает: «Килограмм помидор?» Мягко, но настойчиво соглашаешься: «Да, килограмм помидоров». А накануне Нового года можно и вовсе прикупить пять килограммов мандаринов. Или подкинуть задачку со свёклой – ведь слова «свекла» не существует.

Но не только прилавки с овощами могут стать поводом для бытовых языковедческих бесед. В магазине косметики: «Какие у вас есть кремы?» «Крема?», – уточняет продавец. «Кремы», – киваешь как ни в чем не бывало. По пути можно заглянуть за парой носков да чулок. Звучит непривычно, может, где-то на задворках сознания и отметится.

Вообще следует помнить: язык – структура не застывшая, а развивающаяся. У многих норм есть варианты. Те же «помидор», «мандарин», «грамм» могут допускаться в разговорной речи. И даже ученые-языковеды не стесняются пользоваться словарями.

Люди общаются не для того, чтобы демонстрировать собственное превосходство. Не спорю, бывает и такое. Но чаще для того, чтобы получать положительные эмоции. Тогда уж точно не стоит назидательным тоном указывать на ошибки – иначе тут же все приятное из общения испарится.

Истинная грамотность заключается не в умении расставлять ударения, а в чувстве такта по отношению к окружающим. Недаром гласит народная мудрость: интеллигентный человек – не тот, кто не пролил соус, а тот, кто не заметил, как это сделал другой.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru