Мысли в темноте

четверг, 2 июня 2016, 09:37

Авторы: Мария Снегирева

Группа поддержки победителя Дмитрия Ковалева (в центре) – волонтеры Даниил Демкин, Екатерина Черевко и Питер ван дер Вольф

В Южно-Сахалинске подвели итоги конкурса «Век отечественного кинематографа»

Слабо снять кино?

Год российского кино на Сахалине, кроме встреч с известными кинематографистами страны, дал возможность и островным кинолюбителям сказать свое веское слово. В рамках конкурса «Век отечественного кинематографа» они сняли небольшие работы и представили на суд компетентного жюри. Торжественное награждение победителей и лауреатов состоялось в киноконцертном зале «Комсомолец» Южно-Сахалинска. Демонстрация работ позволила и зрителям оценить достижения (честно признаем, пока скромные) островных деятелей кино. В творческом состязании участвовали 14 работ сахалинцев в возрасте от 14 до 35 лет. Они боролись за лавры победителей в четырех номинациях: «Любительский фильм», «Мобильное кино», «Рецензия на российский фильм» и «Синопсис документального фильма на сахалинскую тематику». Последняя мудреная формулировка означает в переводе на язык простых смертных – изложение сюжета будущей картины.

Конкурсные работы оценивали островные мастера, среди них – директор творческого объединения сахалинских кинематографистов Александр Зарчиков, выпускники высших курсов сценаристов и режиссеров в Москве Сергей Шумин и Сергей Штангель, руководитель курса мобильного кино на фестивале «Край света» Максим Муссель. Они и определили тройки призеров в каждой из номинаций. Будем надеяться, что с их легкой руки начнется путь в мир большого кино наших островных любителей. Безусловно, работы представлены самого разного уровня: что-то смотрелось на одном дыхании, при просмотре других хотелось скорее увидеть спасительное «Конец».

Вилли на большом экране

В номинации «Любительское кино» безусловным фаворитом оказалась работа Дмитрия Ковалева «В ледовом плену». В памяти островитян еще свежи воспоминания об уникальной спасательной операции по освобождению косаток у побережья Сахалина. Особенно ставшего знаменитым на всю планету Вилли. Фильм запечатлел как раз эпизоды его спасения. Признаюсь, впервые стало понятно, в каких условиях работали волонтеры и спасатели. В кромешной темноте едва различаешь контуры млекопитающего и фигуры водолазов в черной воде. Уже после финальных титров задумываешься, а как автору удалось это снять. По словам Дмитрия, приходилось делить время между камерой и багром. Как фронтовым журналистам – между «Лейкой» и автоматом. Думаю, что жюри, когда выбирало победителя, наверняка учло и мужество автора.

Свидетель и участник героической эпопеи по спасению косаток – специалист по морским животным компании «Сахалин Энерджи» Питер ван дер Вольф – подтвердил, что фильм правдиво рассказывает об операции.

– В реальности это было далеко от романтических представлений: никаких красивых волн, парящих чаек и солнечных бликов на воде. Темнота, холод, неуверенность в благополучном исходе. И в картине Дмитрия все это есть. Особенно благодарен автору, что он поймал момент, когда Вилли заплакал ночью. На минутку мы оставили его одного в воде, чтобы пойти немного погреться на берегу. Видно, он решил, что мы его бросили, и закричал от страха. У нас тогда у всех перехватило горло от жалости к нему, как у зрителей в зале. Так мог снять очень хороший и добрый человек. И хеппи-энд не притянутый за уши, как не в совсем удачных профессиональных фильмах, а такой, что плакать хотелось от радости, – признался Питер.

В работе Дмитрия есть ценный момент, которого порой не хватает картинам профессиональных режиссеров, – искренность авторской интонации и сочувствие герою. Импонирует и позиция режиссера-любителя относительно таких спасательных операций. По его словам, в дикой природе ежегодно гибнут тысячи животных. Но если это случается на глазах людей и они могут помочь, это надо сделать. Может быть, такие ситуации посылаются свыше, чтобы дать возможность чувствовать себя человеком. За это прощаешь и небольшие технические просчеты.

Лавры победителя Дмитрий оценивает адекватно. О ковровых дорожках в Каннах и в Венеции говорит скептически. Кино для него – стойкое хобби. Пять дней в неделю он проводит за компьютером – профессия программиста обязывает. Поэтому путешествия и походы с камерой и фотоаппаратом по любимому Сахалину – бальзам для души. Из них он привозит удивительные фильмы о своем крае, иногда открывая его для земляков. В конкурсе участвовали еще две его работы – «Углегорск – Красногорск» и «Наши отдыхают». Правда, жюри их не отметило, но смотреть их было сплошное удовольствие. Замечательная операторская работа вкупе с нескрываемой любовью к сахалинской природе подарили несколько приятных минут и желание проехаться по тем же местам. Конечно, на велосипеде.

Кстати, посмотреть фильм про Вилли можно по этой ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=DhROS2NJ0Ek

Анна Агаметова лучше всех на Сахалине пишет об отечественном кино. Ее эссе о картине «Главный мечтатель 80-х» стало победителем в номинации «Рецензия на российский фильм»

20 дней лета

Две работы представил на конкурс тандем молодых сахалинских журналистов Дарья Агиенко – Кирилл Ясько. Они уже известны в среде кинолюбителей победами на островных фестивалях, зорким объективом и нестандартным взглядом на обычные вещи. «20 дней лета» – фильм об одной смене в лагере «Лесное озеро», а героем фильма «Театр начинается с острова» стал бывший актер Сахалинского театра кукол Элистин Михайлов.

Ничего из ряда вон выходящего в картинах нет. На первый взгляд. В одной дети соревнуются, играют, бегают со сверстниками, во второй – большой монолог героя. Но непонятным для зрителей образом они оказываются затянутыми в чужую жизнь, в которой цепляют какие-то детали и мелочи. Вот в квартире, которую покидает навсегда артист, возвращающийся на Большую землю, остается на столе одинокий будильник. Почему-то хочется сочинить его дальнейшую судьбу. Это как на хорошем натюрморте за стаканом чая или букетиком в вазе видишь владельцев вещей или чувствуешь атмосферу комнаты.

После знаменитой пионерской песни эпохи СССР в «20 днях лета» на экране мелькают лица современных школьников – не обремененных никакими заботами, благополучных и сытых… Конечно, порадуешься за счастливое детство, но будит тревожную нотку закадровый голос старой воспитательницы, сетующей на то, что детей надо заставлять общаться со сверстниками, активно отдыхать. Невольно задумаешься, не слишком ли мы ограждаем современное юное поколение от забот? Когда поход во двор с пакетом мусора приравнивается к подвигу, а за хлебом в супермаркет – почти к покорению Северного полюса… Вот такое кино получилось у моих коллег, а «Театр начинается с острова» занял второе место в номинации «Любительское кино».

Огромный мир интересов

Об остальных участниках конкурса тоже стоит сказать несколько добрых слов. Кстати, среди них оказался один профессионал. Александр Ли, с работой которого «Сердцебиение» сахалинцы уже знакомы, представил небольшую работу «Мысли в темноте» (третье место в номинации «Любительское кино»). Героиня – молодая девушка, которая практически не видит. Однако поражает огромный мир интересов, в котором она живет. И ее мужество в преодолении окружающей тьмы.

Покорила работа «Экспедиция» победителя в номинации «Мобильное кино» Артема Сидоренко. Мнение зрительного зала не пришло в противоречие с оценкой жюри. Кстати, все работы в этом блоке вполне можно использовать в качестве рекламных роликов, завлекающих на Сахалин туристов. Вполне на уровне и операторская работа, и места выбраны вполне приличные. В общем, сахалинским кинематографистам есть куда двигаться.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или