Green field-ГРЭС

понедельник, 18 июля 2016, 14:03

Автор текста и фото: Любовь Кондрашова

Строители новой электростанции в Ильинском работают круглосуточно

Непрерывное бетонирование

На Сахалинской ГРЭС-2 практически закончили первый объект – 150-метровую дымовую трубу. Ее возвели методом непрерывного бетонирования всего за 48 суток – очень быстро по строительным меркам. Осталось сделать освещение и покрасочные работы: трубу раскрасят в традиционную красно-белую полоску. Кроме того, на площадке уже выполнили 30 процентов всех бетонных работ.

В целом за три последних месяца стройплощадка ГРЭС-2 заметно изменилась и пополнилась новыми объектами. Как продвигается строительство крупного энергообъекта, островным журналистам во время пресс-тура рассказал генеральный директор АО «Сахалинская ГРЭС-2» Владимир Сидоренко.

Гендиректор Сахалинской ГРЭС-2 Владимир Сидоренко

Степень готовности первой очереди ГРЭС-2 пока невысокая – около 5 процентов. Сидоренко отметил, что генподрядчику уже поручили разработать план компенсации отставаний от графика, которые по ряду позиций составляют от 140 до 170 дней. Часть работ, напротив, идет с опережением. Так, монтаж котла начали почти на месяц раньше. Строители работают круглосуточно – в ночные смены выходят по 250 человек.

В масштабах России ГРЭС-2 – стандартная станция, но для островного региона – объект крупный и значимый. Кроме того, в нашей стране одновременно идет немного таких строек, отметил Сидоренко. По схеме green field (с англ. – «зеленое поле»), то есть с нуля, в нашей стране сейчас возводят всего 2-3 станции. В большинстве же случаев энергообъекты достраивают или расширяют.

Для островной стройки ряд требований выше общероссийских. В первую очередь – это сейсмика на 9 баллов (стандарт – 7 баллов), а также повышенная ветровая нагрузка. Кроме того, на ГРЭС-2 будут установлены две современные системы плавки гололеда.

Без обрывов

Это поможет оперативно избавлять от ледяных отложений провода высоковольтных ЛЭП, которые соединят электростанцию с островной энергосистемой. На Сахалине подобные установки есть еще на Вахрушевской ГРЭС и трех подстанциях – «Тымовская», «Ильинская» и «Южно-Сахалинская».

Работает система так: по проводу пускают постоянный ток вместо переменного, от этого металлический провод нагревается, и ледяная «шубка» тает.

Главное в успешной борьбе с наледью – угадать начало ее образования. Диспетчер должен вовремя среагировать, когда погодные условия становятся опасными для проводов. Это перепады температуры на один-два градуса то выше, то ниже ноля, дождливо-снежные осадки и ветер. Так как провод не гладкий, а закрученный, частицы воды легко забиваются в щели, постепенно намерзают и образуют наледь до 15 сантиметров. На пролете 500-700 метров такая увесистая «шуба» легко провоцирует обрыв.

С генеральным подрядчиком Сахалинской ГРЭС-2 АО «ТЭК Мосэнерго» контракт заключили «под ключ»: компания покупает и доставляет все оборудование и материалы, занимается монтажом и проектными работами, а также выполняет пусконаладку

На время плавки льда проблемная линия выводится, и к потребителю электричество поступает через резервные ЛЭП. После этого включается установка, защищающая провода от налипания. Как только угроза миновала – основную линию подключают вновь.

– Благодаря новой системе нам уже не надо искать по всему острову, где у нас оборвался провод, и спешно восстанавливать ЛЭП несколько суток в сложных погодных условиях, – отметил Сидоренко.

Blackout-страховка

Первая очередь ГРЭС-2 рассчитана на 120 мВт, полная мощность в перспективе – 360 мВт. Для сравнения: установленная мощность Южно-Сахалинской ТЭЦ – 550 мВт, поэтому новая ГРЭС, вероятно, будет запасной.

Загрузку той или иной станции определяет «Сахалинэнерго». Критерия для этого два: экономика и технология. Для экономической составляющей важны цены на газ и уголь. Сейчас голубое топливо, на котором работает ТЭЦ, дешевле угля примерно на 30 процентов. Но какими цены на топливо будут через несколько лет угадать сложно.

С точки зрения технологии зимой должны работать обе станции. Если одна из них выйдет из строя, что бывает довольно часто в наших непростых погодных условиях, то вторая обеспечит стабильность островной энергосистемы.

Сидоренко напомнил, как несколько лет назад в областном центре случился «blackout» – из-за обрыва проводов на подстанции город оказался полностью обесточен на четыре часа, пока энергетики не восстановили подключение, перебросив нагрузку на Сахалинскую ГРЭС. Избежать подобных инцидентов в будущем помогут дополнительные мощности ГРЭС-2.

Новая электростанция, скорее всего, будет функционировать в базовом режиме: один энергоблок – в резерве, второй – в работе, добавил Сидоренко.

Протянут «железку»

Уголь для ГРЭС-2 будут поставлять из Горнозаводска по железной дороге, а с разрезов Углегорского района – автомобильным транспортом. Сейчас «железка» идет только до села Ильинского, но ее намерены протянуть еще примерно на 8 километров до новой электростанции.

Теоретически, говорит Сидоренко, можно обойтись на первых порах только автомобилями – например, если работать в полмощности. Однако в российской практике еще не было случаев строительства электростанций без железнодорожной ветки. Такой способ доставки и дешевле и надежнее – особенно зимой, когда автомобильные дороги часто закрывают из-за циклонов.

С материка груз также выгоднее доставлять через железную дорогу и паромную переправу. Этим способом на строительную площадку попадает около 80 процентов всех грузов (металл, цемент, оборудование), остальное везут автомобилями из Южно-Сахалинска. Это, в основном, арматура и инертные материалы – песок, щебень, скальный грунт.

Недавно на строительную площадку привезли турбину и 105-тонный генератор, а через полтора месяца прибудет еще один такой комплект. Проблем с доставкой крупногабарита не возникло.

– Не так давно Дальневосточная железная дорога провела реконструкцию сахалинских тоннелей, подогнав их под российский стандарт. Поэтому, если груз преодолевает материковую часть страны, то и на острове с его перевозкой трудностей не возникнет, – рассказал Сидоренко.

Нержавеющие опоры

Параллельно здесь возводят и внеплощадочные объекты: систему водоснабжения с 13 скважинами от реки Ильинка и водопровод до станции. Кроме того, в 5,5 километрах от станции оборудуют сухой золоотвал.

Ведущий инженер «Сахалинэнерго» Алексей Нефедов показал один из объектов «внеплощадки», где строят схему выдачи электрической мощности.

Опоры ЛЭП обработаны антикоррозийным покрытием

– Этот объект предназначен для подключения ГРЭС-2, а также для распределения будущей электроэнергии и ввода ее в основные энергосистемы Сахалина. Здесь будут построены четыре ЛЭП. Три из них с напряжением 220 кВ распределятся до Красногорской, Углезаводской и Макаровской подстанций. Одна линия, рассчитанная на 35 кВ, протянется от Сахалинской ГРЭС до подстанции Ильинская, – отметил он.

На данный момент из 230 опор ЛЭП осталось привезти еще 105. Все опоры, кстати, обработаны антикоррозийным составом. Окончание строительства объекта и его пусконаладка запланированы на первый квартал 2017 года.

Корейский КРУЭ

Главный корпус – один из ключевых объектов стройки. В этом году планируют установить металлокаркас, обшить его сэндвич-панелями корпоративных цветов «Русгидро» – оранжевыми и синими, подвести отопление и приступить к монтажу основного оборудования. Самая кропотливая и долгая часть работы – электрика. Ее нельзя делать во время дождя и в холоде, поэтому для сборки необходимо закрытое помещение. До наступления холодов строители должны создать «тепловой контур»: сделать стены и полностью закрыть мембранную кровлю. Обеспечить корпус теплом на предстоящую зиму поможет временная котельная.

Сейчас строители собирают железобетонные конструкции для двух турбин. Их монтаж начнут в начале октября. Для будущего главного корпуса уже смонтировано 2700 тонн металла – из 4500 запланированных для каркаса.

Оборудования иностранного производства на ГРЭС-2 будет немного. Например, градирню (устройство для охлаждения большого количества воды) изготовили в Венгрии. Для шеф-монтажа на Сахалин прибудет группа инженеров-специалистов – под их руководством рабочие ГРЭС-2 займутся ее установкой.

Градирню на ГРЭС-2 завезли необычную – радиаторного типа. Работает она по принципу автомобильного радиатора: внутри – жидкость, сверху – воздух. Потерь воды здесь практически не будет, в отличие от Южно-Сахалинской ТЭЦ, где установлена градирня испарительного типа.

Поставки первых баков градирни начнутся ориентировочно в августе, а полностью подготовить ее к эксплуатации специалисты обещают через год.

В ближайшее время начнется отгрузка комплектного распределительного устройства (КРУЭ) корейского производства. А вот котлы и турбины для будущей электростанции закупили отечественные. По качеству, кстати, они ничем не уступают зарубежным аналогам, отметил Сидоренко.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или