Теплота тигири-э

1743
Чт • 28 июля 2016 • 12:24
Татьяна Егорова

Известная мастерица Огата Сюнко представила островитянам работы из японской бумаги васи и рассказала о своих чувствах к Сахалину

Разлохмаченное чудо

Знакомясь с экспозицией японской мастерицы, попадаешь в удивительный мир, где всем правят свет, теплота и добрый взгляд на окружающее. Невольно восхищает жанровое разнообразие, солнечность картин большого формата и миниатюр. Здесь много утонченных японских пейзажей, очаровательных детских портретов, жанровых сценок из жизни балерин, изображений милых домашних животных и… море цветов. Хризантемы, розы, пионы и другие яркие растения – особое увлечение Огаты Сюнко. Гостья из Японии – миниатюрная и очень живая в общении – на открытие выставки пришла в традиционном черном кимоно. И даже на поясе из бумаги васи иероглифами изобразила свое художественное предпочтение. Спереди нанесен иероглиф, означающий «цветок», сзади – «весенние цветы сливы».

Новая выставка продлится в областном художественном музее до 21 августа

Работы Огаты Сюнко, представленные в областном художественном музее, выполнены в старинной японской технике живописи и аппликации – тигири-э, что в переводе с японского значит «отщипывать», «отрывать». Действительно, чтобы сделать такой шедевр, нужны врожденные японские тщательность и терпеливость. Мастер отрывает кусочки бумаги васи, изготовленной вручную по древним японским традициям, и наклеивает их на основу. Мягкие ворсинки разлохмаченной бумаги помогают создавать на картине нежные и теплые образы.

Отличительным признаком фирменного стиля Огаты Сюнко является сочетание тигири-э и каллиграфии. Как было принято в древней японской живописи, она подбирает к картинкам пятистишия танка. Ее работы можно отличить по личному иероглифу, нанесенному на большинство картин, а также по подбору красок. Следует отметить, что бумагу васи Огата Сюнко использует не только в тигири-э, но и делает из нее одежду, посуду, аксессуары и украшения.

Удивительная васи

По словам г-жи Огаты, бумагу васи не так-то просто разлохматить. Поскольку ее слои накладываются друг на друга, создавая объем, то процесс работы над картинами довольно трудоемкий, требующий немало времени. На создание некоторых шедевров у нее уходит по три и более месяцев.

– Искусство тигири-э сравнительно молодо, – говорит моя собеседница, посвятившая этому стилю более 40 лет жизни. – В 60-х годах прошлого столетия один из японских живописцев задумался, чем можно заменить краски при создании объемных композиций. Так появилась новая техника. Бумага васи благодаря своей красоте и прочности, создаваемая из волокон коры деревьев гампи и кустарников мицум, стала очень популярна в Японии…

Огата Сюнко является признанным мастером в области традиционного прикладного искусства. На выставках в Японии искусную мастерицу не раз отмечали наградами. Некоторые ее работы были переданы в дар мэриям городов Саппоро и Китами, а полотна украшают стены административных и общественных зданий в Саппоро, где она живет.

Являясь членом исследовательского общества техники тигири-э, г-жа Огата ведет программы на телевидении, а также тематические лекции и семинары на родине и за рубежом. Впервые она посетила Россию со своей выставкой год назад, и это был город Новосибирск. Но встреча с Сахалином для жительницы Страны восходящего солнца стала особенной.

Путешествие в детство

На открытии выставки в островной столице Огату Сюнко не случайно назвали сахалинской художницей. Почти 70 лет длилась ее разлука с малой родиной, куда она вернулась через столько лет.

До приезда со своей экспозицией в Южно-Сахалинск Огата Сюнко побывала в Долинске, Холмске и Томари. Получилась небольшая экскурсия по городам детства.

– Я родилась в Долинске перед войной. Отец был железнодорожником, поэтому семья часто меняла место жительства, – рассказывает г-жа Огата. – Младший брат родился в Красногорске, где мы прожили год, а потом переехали в Томари. И вот через 68 лет я впервые посетила места, где родилась и училась. В Холмске узнала улицу, где находилась наша школа, в которую я пошла в первый класс и отучилась два года. После войны нам сразу не удалось уехать в Японию, и мы около двух лет жили с русскими людьми. Это было доброе соседство. И сейчас меня радует теплый прием сахалинцев. Я очень рада побывать на Сахалине – как будто вернулась в свое детство…

После мастер-классов, проведенных в сахалинских городах, Огата Сюнко уверена, что любой из нас может постигать красоту искусства тигири-э, главное – желание и наличие образного художественного мышления. Причем, как утверждает мастер, на занятиях дети схватывали азы отрывной аппликации быстрее взрослых.

Как говорит мастерица, до 60-х годов XX века васи не использовали как материал в живописи, в основном только для иероглифов. Когда ее начали применять в аппликации, Огата Сюнко, еще совсем молодая, тоже заинтересовалась этой техникой. Она не оканчивала никаких специальных школ, но с тех пор интерес к тигири-э растет год от года.

Хризантемы и сестры

На открытие выставки японского мастера в областной художественный музей пришло немало официальных лиц – мэр островной столицы Сергей Надсадин, представители Генерального консульства Японии в Южно-Сахалинске, Сахалинского фонда культуры. Первым приехал на встречу с уникальным мастером министр культуры и архивного дела Сахалинской области Алексей Самарин. В своем напряженном рабочем графике он нашел время, чтобы не только ознакомиться с шедеврами японской мастерицы, но и вручить ей красивый букет розовато-сиреневых роз. Эмоциональная и общительная г-жа Огата искренне удивилась: «Как вы узнали, что это мой любимый цвет?»

Выразив благодарность региональным правительству и министерству за то, что ей удалось привезти на Сахалин свои работы, мастер отметила из 175 своих картин самые любимые. Среди них – серия аппликаций «Балерины».

– Однажды к нам в Саппоро приезжала из Москвы балетная труппа Большого театра, – рассказывает госпожа Огата. – Я была восхищена грациозностью и талантом российских артистов. С тех пор решила изучать историю школы балета в России. Со временем такие школы появились в Японии, я стала ходить и смотреть на юных балерин. Меня это так захватило, что я решила создать целую серию картин, посвященную маленьким танцовщицам…

К числу самых дорогих сердцу работ мастер относит также серию картин «Хризантемы», «Дети», «Собачки» и лирическое полотно «Сестры». Зато у посетителей, судя по реакции, каждая аппликация тигири-э вызывала восторг.

– Для меня очень ценно знакомство с новым для меня направлением в искусстве, – отметил Сергей Надсадин. – Оно само по себе интересно, поскольку получаются объемные двухмерные изображения на картинах. Необычно, что в простой обыденности сюжетов немало деталей, которые роднят произведения Огаты Сюнко с французскими импрессионистами. Такое искусство удивляет и восхищает...

Кстати, японскую бумагу васи, созданную более 11 веков назад, ЮНЕСКО признала историческим наследием человечества.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru