Разгадки острова Матуа

понедельник, 5 сентября 2016, 11:07

4445

Автор: Вадим Горбунов

В мае-июне на острове Матуа Большой Курильской гряды работала совместная экспедиция Тихоокеанского флота и Русского географического общества. О ее итогах рассказывает известный историк, соруководитель экспедиции со стороны РГО Игорь Самарин

 

Рождение легенды

 

Остров Матуа. Каких только легенд, связанных с событиями Второй мировой войны, не ходило о нем в последнее время! Якобы это был самый загадочный и защищенный остров Курильской гряды и здесь до сих пор существует законсервированный подземный город, где спрятаны секретные разработки японцев, в том числе и в области биологического оружия. Недаром Матуа постоянно подвергался налетам американской бомбардировочной авиации и обстрелам военно-морского флота США. Всем атакам многочисленный гарнизон острова давал яростный отпор. Однако когда на нем высадились наши войска, были обнаружены лишь пара тысяч стройбатовцев с легким вооружением, остальное надежно спрятано.

Все это подтверждали и участники регулярно бывавшей (с 2004 года) на острове Курило-Камчатской экспедиции, и ее руководитель Евгений Верещага. Чего стоят обнаруженные здесь германские бочки из-под горючего, свидетельствовавшие о том, что сюда во время войны заходили и немецкие подводные лодки. Или до сих пор сохранившийся аэродром, чьи взлетно-посадочные полосы подогревались горячими термальными водами…

 

Высадка экспедиции

– Курило-Камчатская экспедиция сыграла положительную роль, – говорит Игорь Самарин. – Сформированный и растиражированный ею набор мифов и легенд не мог не привлечь внимание…

Действительно, в конце марта министр обороны Сергей Шойгу провел совещание, на котором было решено отправить для исследования таинственного острова полномасштабную экспедицию Министерства обороны РФ и Русского географического общества (РГО), которое, кстати, тоже возглавляет Сергей Шойгу.

 

Аэродром

 

Экспедиция начиналась непросто. К Матуа суда подошли 12 мая, но высадиться на остров удалось только 24 мая. В промежутке пришлось штормовать, прячась от ветра то у Парамушира, то у Симушира, кружа вокруг Матуа.

– Зато потом погода нам благоприятствовала, – рассказывает Самарин. – Холодно, но не было тумана. За все время, а это почти полтора месяца, пребывания на острове, дожди шли только пять дней. Трава начала подниматься только в конце июня, а до этого остров был как на ладони, если, конечно, не считать ольховых зарослей. Шлаковые овраги и логии, правда, были забиты снегом, но он постепенно сходил, обнажая различные японские сооружения. Работы проводить было достаточно удобно. Членам экспедиции удалось найти, обмерить, сфотографировать и «посадить на план» 172 объекта. И открыть, а точнее, закрыть, многие тайны Матуа.

 

Игорь Самарин за изучением бочек Матуа

Наверное, стоит начать с аэродрома, который, был центральным сооружением острова – две гудронированные взлетно-посадочные полосы по 820 метров плюс бетонное продление одной из них еще на 370 метров, рулежные дорожки, 34 ангара для скрытого хранения самолетов…

Установлено, что на Матуа, помимо авиации военно-морского флота Японии, с 1944 года базировалась и армейская авиация. Члены экспедиции обнаружили фрагменты именно армейского истребителя «Ки-43 Хаябуса», в то время как флот использовал палубные истребители «Мицубиси А6М Зеро». Кроме того, найдены фрагменты, которые пока определяются, как детали бомбардировщика G3M, используемого и для дальней авиаразведки. Для Самарина, как для специалиста, это стало приятным сюрпризом.

 

Японский паровой каток

Еще выяснилось, что никакого подогрева взлетно-посадочных полос не было. То, что принималось за систему обогрева, оказалось обыкновенной дренажной системой.

– Дело в том, что на острове вообще очень плохо с водой, – говорит Самарин. – И это нам пришлось испытать на себе – в конце экспедиции приходилось лимитировать потребление воды. Есть только два небольших ручья и только один непересыхающий. А термальных источников там вообще нет. Возникает вопрос, – а как же здесь жил японский гарнизон, который в разное время насчитывал от 4,5 до 7,5 тысячи человек? Как он обходился без воды? Вот эту загадку удалось разгадать. Японцы придумали очень умную систему водосбора. Практически на каждой высоте построены каналы и дамбы для снегозадержания. Талые воды поступали сначала в большие отстойники, а потом в огромные арочные водохранилища вместимостью от 240 до 800 кубометров. Очень большие такие бетонные цистерны. Самая крупная состояла из четырех 16-метровых отсека высотой в 4 метра. Вот оттуда и брали потом воду…

 

Флот собирается на раскопки

В советские времена, когда на Матуа стояли наши части, эта система была нарушена: водохранилища стали использоваться как гаражи и склады. Теперь они пусты, и у непосвященного человека, вызывают изумление и вопрос – для чего были построены такие циклопические сооружения? Наверное, для секретных экспериментов…

 

Подземелья

 

– На острове, действительно, огромное количество оборонительных фортификационных сооружений,– продолжает Самарин. – Самые разные: доты, наблюдательные пункты, дальномерные и прожекторные посты, казармы, укрытия для личного состава и склады. Они или вырублены в скалах, или вырыты в плотном вулканическом шлаке, а потом укреплены. Из наземных сооружений хорошо сохранилось здание, которое мне удалось идентифицировать как японскую метеостанцию, и еще четыре казематрированных здания, характерных для аэродромов японского флота. Такие есть и на Сахалине, и на других островах Курильской гряды. Потом в этом здании размещалась наша часть ПВО, о чем было догадаться совсем нетрудно – много соответствующих надписей. И вообще традиционных солдатских росписей много и в других местах.

Ни одно подземное сооружение не является соединительным ходом. Каждое представляет собой отдельный объект. Самый протяженный из исследованных – свыше 110 метров. Но ни в одном нет ни завалов, ни следов взрывов: все заканчиваются обыкновенными тупиками.

 

Подземные укрытия

Здесь совершенно явно уже бывали наши люди. Например, японские доты изнутри обшивали деревом для шумопоглощения, чтобы ослабить детонацию от выстрелов. Вся деревянная обшивка давно содрана и, очевидно, пошла в печки.

Правда, есть еще объекты, законсервированные самой природой. Не стоит забывать, что остров Матуа, это, по сути, вулкан Сарычева, который является самым активным курильским вулканом. Например, крупное извержение произошло в ноябре 1946 года. Нам так и не удалось найти штаб 2-го Курильского гарнизона. Да, на ту высоту, где он должен был находиться, ведет дорога. Но она ведет в никуда, все засыпано шлаком.

 

Впрочем, мне удалось проникнуть в один из таких засыпанных дотов. Там все осталось, как будто строители только что ушли – банки с краской, зубные щетки, пуговица, даже порожняя бутылка из-под пива и рядом пробка от нее. Орудие внутри так и не поставили. Но соединительных подземных ходов нигде нет, нет и скрытого подземного города.

Зато была развитая сеть дорог. На острове обнаружены остовы 20 двухосных японских грузовиков и порядка 10 трехосных. То есть гарнизон был очень мобильный.

 

История обмана

 

Чем же все-таки тогда объяснить такое внимание к острову американских ВВС и флота? И откуда тогда взялись германские бочки из-под горючего?

– Все объясняется достаточно просто, если знать общую обстановку, – улыбается Игорь Самарин. – Когда в 1943 году американцы освободили Алеутские острова, то они, действительно, разработали план поэтапного захвата Курил, по которому намеревались перебраться на Хоккайдо. Но потом от него отказались. Во-первых, к этому крайне неодобрительно отнесся бы Советский Союз, во-вторых, слишком растянуты были бы коммуникации. Вместо этого была начата операция по дезинформации противника. На Курилы периодически налетала авиация, вела обстрелы с моря: создавалось впечатление, что вот-вот здесь будет высажен мощный десант. Это заставляло Японию держать на Курильских островах крупные силы, отвлекая их от южных островов, где шли реальные боевые действия.

На самом деле на Алеутах располагалось всего несколько авиаэскадрилий и небольшое тактическое соединение кораблей – два-три легких крейсера и десяток эсминцев.

 

Вулкан пик Сарычева

Почему Матуа? Он находился на точке возврата тогдашней авиации. Долетели, увидели торчащий из облаков вулкан, отбомбились примерно в район аэродрома, и домой. Тоже самое и с кораблями. Подошли в тумане, постреляли наугад минут двадцать, и назад. То, что били просто так, по площадям (за исключением аэродрома) свидетельствуют осколки снарядов, рассеянные по всему острову. Стреляли не прицельно.

Так длилось с сентября 1943 года и весь 1944-й. Когда японцы поняли, что их, мягко говоря, обманывают, они начали лихорадочно, так же, как возводили оборонительные сооружения, снимать со Средних Курил современную технику, вооружение и выводить войска на юг. Правда, было уже поздно.

А на Матуа осталось старое вооружение береговой обороны. Никто его не прятал. Мы обнаружили две башенные 150-милимметровые пушки, и одну колесную, и даже щит очень неожиданной и архаичной артиллерийской системы – 240-миллиметровой мортиры. Словом, Матуа снабжался артиллерией, скажем так, по остаточному принципу…

 

Командный пункт на мысе Орлова

Что же касается германских бочек, то мною лично была проверена вся, или почти вся иностранная бочкотара. Там валяются тысячи бочек, из них 62 – зарубежного происхождения. Емкость 200-300 литров, год выпуска 1932–1944. Страны изготовления – Германия, Италия, Польша, Венгрия, Чехословакия, Франция, то есть практически вся Европа. Как они там оказались?

Мне кажется, все достаточно просто. Бочки действительно использовали для хранения горючего в Германии, потом они достались нашим войскам, были взяты в качестве репарации, и разошлись как тара по всем дальним гарнизонам Союза. Такие же бочки есть на Шумшу, Парамушире, Урупе и Итурупе. Предполагать, что задыхающаяся от нехватки топлива Германия снабжала горючим, да еще подводными лодками все Курильские острова – ну, это… глупо, по крайней мере.

 

Артиллерийский ДОТ на мысе Орлова

Вообще на Матуа очень много остатков раритетной техники, и не только японской. Там сохранилось штук пять артиллерийских тягачей С-65 «Сталинец». Но, увы, одни остовы. Там есть «студеббекеры» несколько штук, в таком же состоянии. Обнаружены «виллисы», «Додж 3/4», очень редкий легкий артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец», снятый с вооружения еще до войны. Но все или проржавело, или полностью разобрано и разбито. Кроме «Комсомольца». В принципе, его можно восстановить. Но он сверху донизу набит морскими булыжниками. Кто и зачем это сделал? В глухом лесу, на террасе, на высоте в 50 метров над уровнем моря, и до моря метров 400? Вот это действительно загадка…

Словом, Матуа таит в себе еще немало интересного. Но в первую очередь именно для профессиональных историков.

– В любом случае, я итогами работ очень доволен, – заключает Игорь Самарин.

А сенсации… они, наверное, все равно будут жить. Уже сами по себе.

 

Фото из архива Игоря Самарина

 

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или