Наступление асфальта

понедельник, 10 июля 2017, 09:00

Автор: Вадим Горбунов

Вид на городскую больницу с улицы Тихоокеанской в Южно-Сахалинске. 1963 год

Мы продолжаем рассказывать об истории островного региона, прослеживая взаимосвязь между делами минувших и сегодняшних дней. В год 70-летия Сахалинской области мы предлагаем вниманию читателей архивные фото и документы о событиях, произошедших десятилетия назад, и дополняем их современной информацией по той же теме

Пять «Побед»

И вновь – воспоминания первого председателя облисполкома единой Сахалинской области Дмитрия Крюкова:

«Пройдя ряд улиц, мы увидели: даже на центральных замощены или асфальтированы лишь узкие полоски посредине, по которым движутся пешеходы и транспорт. Тротуаров нет. Транспорт – преимущественно конный. И велосипеды. Даже здесь, в губернском центре, ни трамвая, ни автобусов, ни такси нет; автомашин более десятка у знати. При всем этом в голову лезет мысль: нельзя оставлять улицы в таком состоянии. В военных соединениях, а в дальнейшем и в гражданских организациях будут сотни легковых и грузовых машин, они быстро размесят эти легкие покрытия. Вот едет на легковой машине наш офицер (каждому офицеру от полковника до генерала положена личная машина) по центру улицы среди людей, невольно обдает их грязью, они возмущаются. Впереди идут два японца, беседуя, не обращают внимания на гудки. Шофер, подъехав к ним вплотную, тихонечко толкает одного из них буфером. Они, испуганные, разбегаются в стороны, явно недовольны. Вскоре мне пришлось запретить быструю езду и вместе с Военным советом начать делать по главной улице настоящую дорогу и тротуары, а на второстепенных улицах – тротуар с одной стороны»

Так началось обустройство общественных пространств – улиц, скверов. Первыми были заасфальтированы и освещены улицы: Ленина, Сталина (Коммунистический проспект), Театральная (Торговая, переименованная затем в улицу Крюкова), Сахалинская. Булыжник или гравий применили для покрытия улиц: Чехова, Курильской, Амурской, Вокзальной, Московской, Пушкинской, Сталинградской (К. Маркса), Заводской (Поповича), Бумажной, Угольной.

Появился и общественный транспорт. В апреле 1951 года автопарк города получил пять новых автобусов «ГАЗ-71» (24 места) и пять легковых автомобилей «Победа», после чего в городской транспортной конторе насчитывалось уже 7 автобусов и 8 такси. Это позволило наладить регулярное автобусное сообщение не только по улице Ленина, но и от железнодорожного вокзала до парка культуры и отдыха, Владимировки, Троицкого, Большой Елани, Лиственничного, Лугового, Новоалександровска.

А через год Совет Министров страны утвердил проектное задание на строительство автодороги Южно-Сахалинск – Холмск. Но в асфальт она целиком оделась только в 90-х годах.

Темпы строительства дорог, в том числе и городских улиц в 50-е годы были невелики. Благо и транспорта было не слишком много. А в 90-е годы начался наплыв иномарок, и автомобильно-дорожная проблема, особенно в областном центре, стала более чем остра. И только ленивый не критиковал муниципальные власти.

Дела дорожные

Но дороги начали строить. В ближайшие месяцы текущего года новое покрытие получат 18 километров улиц и тротуаров областного центра.

Сейчас в Южно-Сахалинске проводится масштабный ремонт двух крупных улиц – Комсомольской и Физкультурной, здесь меняется все, вплоть до инженерных сетей и ливневой канализации.

 

Вид на улицу Тихоокеанскую и Бульвар Анкутдинова. 2017 год

В областном центре до конца года отремонтируют 30 участков улично-дорожной сети, 31 внутриквартальный проезд, 93 дворовых территории. Запланирована реконструкция 5 скверов: названного в честь 135-летия города, и носящих имена исследователей Сахалина – Рудановского, Головина, Крузенштерна и Невельского.

А еще в областном центре высадят более 800 саженцев деревьев, 34 тысячи кустарников и более 400 тысяч цветов. На площади 73 тысячи квадратных метра восстановят газоны. Город, все-таки, для людей, а не для машин.

Подобные работы идут во всех муниципалитетах. Напомним, что наша область в этом году вошла в число российских субъектов, где запущен пилотный проект «ЖКХ и городская среда». Федеральная субсидия на его реализацию составляет 70 млн рублей. Еще 190 млн будет выделено из областной казны.

Первыми участниками проекта стали Южно-Сахалинск, Корсаковский и Невельский городские округа. Следующий этап реализации проекта охватит пятилетний период – с 2018 по 2022 годы. Начнут действовать региональная и муниципальные программы по формированию современной городской среды. В них будут включены мероприятия по ремонту дворовых территорий, обустройству детских и спортивных площадок, парков и скверов, других общественных пространств. В ряде районов области уже приступили к разработке таких документов.

Что же касается магистралей между населенными пунктами, то в прошлом году в асфальт было одето 69 километров трасс. Не меньше запланировано и на текущий год.

 

Авторы фото:А. К. Калмыков (ГИАСО), Вадим Горбунов

 

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или