Преодоление пролива

понедельник, 31 июля 2017, 00:00

1438

Автор: Вадим Горбунов

Перевалка грузов в порту Корсакова. 50-е годы

Мы продолжаем рассказывать об истории островного региона, прослеживая взаимосвязь между делами минувших и сегодняшних дней. В год 70-летия Сахалинской области мы предлагаем вниманию читателей архивные фото и документы о событиях, произошедших десятилетия назад, и дополняем их современной информацией по той же теме.

Суровое море

Надежное сообщение с материком – обязательное условие для развития наших островов. Поэтому развитию морского транспорта и сопутствующей инфраструктуры всегда уделялось особое внимание.

Вот какую картину увидели специалисты после освобождения Южного Сахалина. «В портах и портпунктах имеется 6 портальных кранов, 5 неисправных землечерпательных снарядов, 118 плашкоутов грузоподъемностью 50-100 т, 8 катеров мощностью по 25-70 л. с.

Для эксплуатации указанного выше хозяйства создано Сахалинское Главморпароходство на базе бывшего Николаевского-на-Амуре Госморпароходства. Сахалинское пароходство имеет 12 пароходов грузоподъемностью 21577 т, из которых в эксплуатации 3, остальные – на капитальном ремонте в портах Дальнего Востока и Владивостоке; 3 буксира мощностью по 800 т каждый, 5 металлических барж грузоподъемностью 2700 т...»

Это были «слезы». А ведь, помимо народнохозяйственных грузов, предстояло по требованию США вывезти с островов около 300 тысяч граждан Японии. Затем надо было доставить на остров столько же советских переселенцев. Естественно, морем.

Японцев вывозили американские суда. Переселенцев вез наш флот. И не только переселенцев, но и продовольствие, которого на островах не хватало, строительные грузы, машины, оборудование и прочее.

 

Грузовые суда в порту Корсакова. 50-е годы

А море оставалось морем. В марте 1947 года во время жестокого шторма были повреждены везшие переселенцев пароходы «Совет» и «Уэлен», семь человек погибли. А «Уэлен», как вспоминает Дмитрий Крюков, к тому же оказался зажат льдами – на лед пришлось высадить две тысячи человек, и вывозить их самолетами. В том же году на рифах Курильской гряды погиб пароход «Кузнецкстрой». В феврале 1949 года во время шторма у берегов Сахалина затонул пароход «Ладо Кецхавели»…

Правительство страны проблему прекрасно понимало. На пополнение флота, оснащение его приборами и механизмами, на портовое строительство и другие цели в 1946-1958 годах государство выделило около 1 млрд рублей. Флот пополнился пароходами, морскими буксирами, многотоннажными лихтерами. Но на острове было всего три глубоководных незамерзающих порта. По всем остальным районам шла дорогостоящая и трудозатратная рейдовая погрузка-разгрузка.

Все-таки не случайно было начато строительство тоннеля Сахалин – материк, заброшенное после смерти Сталина в 1953 году.

Переправа, переправа…

Ставший в 1960 году первым секретарем обкома КПСС Павел Леонов сумел пробить другой проект – паромную переправу Ванино – Холмск. Она вступила в строй в 1973-м и действительно сняла многие проблемы.

Для того времени это был уникальный объект. Ведь удалось сделать сопряжение материковой железнодорожной колеи шириной 1520 мм и сахалинской – 1067 мм. Узкие сахалинские тоннели вряд ли пропустили бы высокие и широкие материковые вагоны. Поэтому проектировщики планировали для холмского порта перевалочный пункт, на котором должны работать порядка 1 тысячи грузчиков, крановщиков, стропальщиков…

Однако сахалинские железнодорожники во главе с тогдашним начальником дороги Виктором Пономаренко сделали, казалось бы, невозможное. Был построен механизированный пункт перестановки вагонов, усилены и реконструированы тележки, которым предстояло нести гораздо большую нагрузку. Было рассчитано и доказано, что большегрузные вагоны пройдут через островные тоннели, если максимально понизить в них уровень железнодорожного полотна и усилить шпальную решетку.

«Комплекс работ, выполненных под руководством В. Г. Пономаренко, представляет оригинальное, не имеющее аналогов в мировой практике решение, - писал директор Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта А. Д. Каретников».

 

Паром Сахалин-9 выходит из гавани Холмска. 2013 год

Новые паромы

Словом, переправа работала. Для нее на калининградском заводе «Янтарь» было построено 10 паромов проекта 1809, получивших имена «Сахалин» с соответствующим порядковым номером.

Но время шло. В 1997 году был списан паром «Сахалин-1», а затем ушли на металлолом еще несколько. Сейчас на линии Ванино – Холмск работают только три парома 1985, 1986 и 1992 года постройки. Они тоже вырабатывают свой срок, и переправу периодически лихорадит.

Вновь поднимается вопрос о строительстве тоннельно-мостового переходы на материк. Он был задан и во время недавней прямой линии с президентом страны.

«Такие идеи были еще давно – в 30-50-е годы, думали на эту тему и даже планы соответствующие строили. Но эти планы так и не были реализованы. Сейчас мы занимаемся реанимированием этих планов и думаем над этой проблемой. Конечно, это было бы очень полезно для восстановления территориальной целостности страны», – ответил Владимир Путин.

Понятно, что проект очень дорогой. Помимо самого моста, надо будет построить несколько сотен километров железной дороги. Несколько лет назад группа отечественных транспортных институтов разработала проект технического задания по этому строительству. Стоимость всего комплекса, включая мост (или тоннель), в ценах на начало 2013 года определена в 387 млрд рублей. При этом 7,5 года заняла бы стройка линии вместе с мостом и 9 лет – с прокладкой тоннеля.

Это слишком долгий срок. А потому месяц назад, 29 июня, на стапелях ПАО «Амурский судостроительный завод» (Комсомольск-на-Амуре) начато строительство двух новых грузопассажирских автомобильно-железнодорожных паромов проекта CNF11CPD (проект конструкторского бюро «Вымпел»). Они выйдут на линию Ванино – Холмск для постепенной замены стареющих «Сахалинов».

Новые паромы будут современнее и вместительнее прежних. Каждый из них сможет принять 30 железнодорожных вагонов (нынешние паромы – 28), 44 грузовых автопоезда (37), 28 легковых автомобилей и до 150 пассажиров (120). Теплоходы смогут двигаться во льду толщиной 1 метр и работать в шторм.

Предполагается, что на линию они выйдут уже 2019 году. Ну а потом, не исключено, начнется и строительство моста…

 

Фото Григория Соколова (ГИАСО) и Татьяны Лукиной

 

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или