Сахалинцев в православном лектории убеждают отказаться от наркотиков и алкоголя

20 ноября 2019, 11:29Социум
Фото: Фото с сайта pixabay.com

Православный лекторий, где побывал корреспондент РИА «Сахалин-Курилы», и центр реабилитации стали площадкой, на которой удачно соединились усилия по борьбе с наркоманией и алкоголизмом медиков, психологов и священнослужителей.

Дали обет трезвости

Южносахалинка Валерия, как никто другой, понимает людей, которых неудержимо тянет приложиться к бутылке или принять дозу наркотика. В прошлом женщина испытывала такую же зависимость, но смогла от нее вылечиться. Потом встал вопрос — как не допустить рецидива и найти круг общения, в котором не будут навязывать выпивку или еще что похуже. Друзья рассказали, что недавно в Южно-Сахалинске открылся православный лекторий для всех, кто близок к пропасти. Валерия пришла туда и не пожалела. Там царила дружеская атмосфера, которую словами не опишешь. Люди, страдающие алкоголизмом или наркотическим пристрастием, не ощущали себя изгоями, могли открыто рассказывать о своих проблемах. Через некоторое время Валерия поняла, что может и сама помогать попавшим в беду. Теперь она — один из активистов этого спасительного сообщества, получила специальность психолога.

Вдохновителем создания неформального клуба стал священнослужитель островной епархии протоиерей Максим Лобановский. Костяк составили люди, полностью отказавшиеся от табака, алкоголя и дурмана. Многие в церкви, в том числе и отец Максим, дали обет трезвости. Несколько лет назад это казалось чудачеством и порождало разные остроты. Сейчас среди давших такое обещание Богу сотни человек, в их числе и Валерия.

Занятия в православном лектории проходят каждый четверг. Фото предоставлено протоиереем Максимом Лобановским

В лекторий зовут не только людей, чью жизнь губят наркотики и алкоголь, но и их родственников.

— Зависимость от табака, алкоголя и наркотиков можно сравнить с пирамидой, — говорит священнослужитель. — Ее вершина — это люди, которые, образно говоря, сорвались с обрыва или подошли к нему. С собой они невольно тянут близких, ведь те тоже страдают от сложившейся ситуации и являются созависимыми. Зачастую именно от родственников исходит опасность. Вот один показательный пример. Молодой человек лечился от зависимости, потом поехал в реабилитационный центр, который мы основали. Когда курс подходил к концу, отпросился на день домой. Его отпустили, а родственники позвали на какой-то праздник. Там ему близкие люди и друзья сказали: «Ну ты же непьющий теперь, прими рюмочку, ничего с одной не будет». Человек поверил. Выпил – и сорвался. Не все знают, что люди, только начинающие употреблять алкоголь, чаще других совершают преступления, будучи пьяными. Последствия бывают тяжелыми – такова статистика правоохранительных органов. Оба этих факта хорошо говорят сами за себя — чтобы избавить человека от зависимости, надо вести профилактику и работать с его окружением.

Началось с сигареты 

На занятиях в лектории психологи говорят о том, что сознание окружающих наркомана или алкоголика людей деформируется вместе с его сознанием и начинает подстраиваться под неправильные образы. После лечения и реабилитации зависимый от них избавляется, а у друзей и близких искаженное восприятие еще остается. Они невольно начинают напоминать человеку о его прошлом, а делать этого нельзя ни в коем случае, так как повышается риск рецидива.

Для многих пришедших на лекторий звучит как откровение рассказ о социальном программировании. Его зачастую не замечают. Зато последствия потом не радуют.

 — Дети, наблюдая застолье родителей, невольно начинают им подражать. Сначала, играя со сверстниками, делают вид, что чокаются рюмками. Потом в школе имитация сменяется настоящей выпивкой и куревом, ради баловства, — объясняет протоиерей Максим Лобановский. — Затем незаметно от сигарет и спиртного выстраивается дорожка к наркотикам. Это все звенья одной цепи. Среди употребляющих спайсы нет ни одного некурящего. Все с сигарет начинали! После привыкания к курению стать наркоманом легче раз в тридцать. И это не преувеличение. Человек снимает психологические барьеры и все ближе подходит к краю бездны.

Священник Максим Лобановский беседует со своими подопечными на духовные темы.

С этим нужно бороться всем вместе — и медикам, и психологам, и священникам. Ведь, с точки зрения церкви, через зависимость от табака, спиртного и наркотиков на человека оказывают влияние темные силы – наподобие вирусов поражают его душу. Поэтому есть необходимость исцеляться от духовной болезни — через тот же обет трезвости, воцерковление и прочее.

Православный лекторий стал площадкой, на которой удачно соединились усилия тех, кто борется с алкоголизмом и наркоманией и по долгу службы, и по зову сердца.

Помощь уникальной «Метанойи»

Помимо лектория, АНО «Трезвый Сахалин» совместно с островной епархией Русской православной церкви пять лет назад основало реабилитационный центр для тех, кто прошел курс лечения от зависимости и желает навсегда от нее избавиться. Сначала он находился в Невельском районе, в селе Колхозном, с 2016 года — на окраине Невельска, а сейчас переезжает в Высокое Анивского района. Главная его задача — защитить человека от соприкосновения с привычной для него средой. Поэтому центр находится вдали от населенных пунктов. Там есть возможность заниматься физическим трудом и молиться. Такой комплекс терапии позволяет восстановиться не только физически, но и психически, духовно и социально. Одним словом, избавиться от деформации личности.

Для реабилитации используется уникальная программа «Метанойя», разработанная благотворительным фондом «Диакония» из Санкт-Петербурга.

Результаты позитивные, не случайно в этот центр добровольно приезжали люди из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова и Иркутска. Хотя особой рекламы никто не делает.

По словам психолога областного наркодиспансера Алексея Ларионова (он активно сотрудничает с лекторием и реабцентром), секрет в том, что для их подопечных создают дружескую атмосферу. Страдающий зависимостью человек воспринимает священников, психологов и активистов не как пациент врачей, а как друзей. А это уже помогает преодолеть себя и начать процесс исцеления. Путь сложный, но его итог — возвращение к нормальной жизни — того стоит.

В дореволюционное время церковный чин принесения обета трезвости был распространен в России. Он многих спасал, порой буквально вырывал из пучины. Опустившиеся от пьянства люди находили в себе силы приползти к храму и просили батюшку отслужить чин обета трезвости. И людям помогало. История знает немало таких примеров. Церковь объясняет это тем, что раньше вера была сильнее. Человек, если дал церковную клятву, должен был или держать ее, или умереть.

Авторы:ГВ Корректоры