Сахалинский врач уверен, что наркоманам не хватало родительской любви и внимания

19 октября 2020, 08:30Общество
Фото: Фото: Денис Чернов

Эти люди чувствовали себя одинокими и не знали, чем заполнить внутреннюю пустоту, уверен психиатр-нарколог Андрей Тен, с которым пообщался корреспондент РИА «Сахалин-Курилы». 

Погоня за благами

Врач с 2009 года работает с пациентами, подсевшими на алкоголь и наркотики. За это время повидал много зависимых людей и убедился в том, что пагубная страсть не знает ни половых, ни социальных различий. Она перемалывает и рушит жизни богатых и бедных, образованных и не очень.

Погоня за благами. Но одну закономерность, присущую всем своим подопечным, доктор все-таки отметил: проблемы с наркотиками, как и с алкоголем, возникают у тех, кому не хватило в семье любви и внимания.

Часто родители упрекают своих детей-наркоманов в том, что они неблагодарные: мол, ради них надрывались на трех работах, ночей не спали, крутились как могли, чтобы обеспечить кроссовками, телефонами, компьютерами и прочими атрибутами благополучной жизни. Но потребительский бум отчасти вытесняет у взрослых воспитательную миссию.

Фото: Денис Чернов

— Безусловно, каждый родитель обязан кормить и одевать своих детей, — отмечает Андрей Анатольевич. — Очень важно, чтобы ребенок не чувствовал себя ущербным на фоне своих сверстников из-за отсутствия каких-то вещей, которые есть у его друзей. Но, помимо этого, ребенку очень важно внимание со стороны близких, особенно если семья неполная. Нельзя в погоне за материальными благами оставлять подростка наедине с его проблемами и переживаниями. Даже очень обеспеченный человек может почувствовать себя одиноким и никому не нужным. И начнет искать, чем заполнить внутреннюю пустоту.

Искоренить наркоманию как социальное явление, по мнению опытного психиатра-нарколога, невозможно:

— Есть еще противоположная крайность недостатка внимания —это гиперопека, когда родители стремятся все в этой жизни решать за своего ребенка. Он вырастает и начинает бунтовать. Одной из форм протеста может стать наркомания. Отношения между родителями и детьми должны быть доверительными.

Сегодня в Сахалинской области на наркологическом учете состоит 4450 человек. 

Терапия любовью

Ну а что делать тем, кто проглядел своего ребенка? Можно ли его спасти и с опозданием дать чаду то, чего не хватило? Андрей Анатольевич уверен, что спасти можно только того, кто сам этого хочет. Если человек попробовал героин и ему это понравилось, высока вероятность, что опасное вещество станет смыслом жизни. Ни уговорить, ни тем более заставить его отказаться никто не в силах.

— Как правило, желание «завязать» приходит к людям тогда, когда они достигают самого дна, — рассказывает врач. — Человек теряет друзей, работу или учебу, от него отворачиваются близкие и любящие люди, над ним нависает угроза уголовного преследования, или он попадает в тюрьму. Когда наркозависимый сам решает, что пора покончить со всем этим, в такой момент, как никогда, необходимы помощь и поддержка близких. Он должен знать, что нужен и его любят. И тогда есть шанс вернуться к нормальной жизни — найти работу, создать семью и даже родить здоровых детей.

История успешного мажора

Андрей Тен рассказал историю своего пациента, которому удалось вырваться из объятий героиновой зависимости. Мальчик рос в обеспеченной семье и ни в чем не испытывал нужды, кроме внимания своих родителей. Когда повзрослел, у него сразу было все: дорогая машина, собственная квартира и деньги на любые удовольствия. Представители золотой молодежи — завидные клиенты для наркоторговцев и желанные гости в компаниях наркоманов. Их очень технично обрабатывают, окружают вниманием «друзья», за которых они платят. Из щедрых хозяев жизни мажоры быстро превращаются в безвольных дойных коров.

Когда парень лишился квартиры, машины и финансовой поддержки родителей, исчезли и «приятели». Он остался один на один со своей страстью. Отец согласился оплатить сыну лечение и реабилитацию. А когда тот вернулся, тепло принял обратно.

— Уже несколько лет этот человек не употребляет наркотики и может, не задумываясь, назвать количество дней с того момента, когда перестал колоться, — говорит Андрей Анатольевич. — Для него это ежедневная трудная борьба. Бывших наркоманов не бывает. Даже спустя годы ему хочется поймать кайф точно так же, как и в первые дни трезвой жизни. Но он понимает, что этим перечеркнет все годы борьбы и мгновенно окажется на самом дне, откуда так долго и с таким трудом выбирался.

В 2006 году Андрей Тен окончил Дальневосточный государственный медицинский университет в Хабаровске по специальности «лечебное дело». С 2006-го по 2007-й прошел обучение в интернатуре на базе областной психиатрической больницы. После окончания получил сертификат врача психиатра. Затем служил в Вооруженных силах РФ. Был врачом госпитального взвода медицинской роты. После службы получил специальность психиатра-нарколога и пришел на работу в наркодиспансер, где и трудится по сей день.

Авторы:Анна Сухоребрик